Налоги за бумагиВ последнее время Минфин прямо-таки заваливают письмами относительно порядка уплаты налога на доходы физических лиц при совершении последними операций на рынке ценных бумаг. Вопросы задают как сами физические лица, так и профессиональные участники этого рынка, что свидетельствует об общем недопонимании правил налогообложения в этой сфере. МОШКОВИЧ МАРИЯ Причина неясностей кроется прежде всего в неудачно сформулированных положениях налогового законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации или предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (т. е. они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму данного налога в бюджет). При этом данная норма не работает применительно к доходам, по которым исчисление и уплата НДФЛ производятся в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ). Проблема состоит в том, что налогообложение доходов, полученных физическим лицом от продажи ценных бумаг, подпадает сразу под две из названных статей (214.1 и 228), каждая из которых предписывает разные правила исчисления и уплаты НДФЛ. В частности, согласно подп. 1 п.1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежавшего им на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ, а также подать декларацию в налоговый орган. Если следовать данной норме, то граждане, занимающиеся продажей собственных ценных бумаг, должны платить налог самостоятельно. Одновременно ст. 214.1 НК РФ признает налоговым агентом брокера, доверительного управляющего или любое иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу физического лица и выплачивающее ему доход от продажи ценных бумаг. Соответственно, на брокера и прочих в этом случае возлагается обязанность исчислить и удержать НДФЛ из доходов, выплачиваемых налогоплательщику. Между тем НК РФ не содержит норм, исключающих применение правила подп. 1 п.1 ст. 228 НК РФ в случаях, когда ситуация подпадает также и под правила ст.214.1 НК РФ. Помочь здесь может общеправовая традиция следования правилам специальной нормы, а не общей. В случае с продажей ценных бумаг через брокера специальной нормой является, конечно, правило ст. 214.1 НК РФ. Данную позицию высказывает и Минфин России (см., в частности, Письмо от 11.10.2007 № 03-04-05-01/330). Однако не слишком четкие формулировки ст. 214.1 НК РФ создали у граждан и организаций ложное впечатление, что в случае осуществления физическим лицом операций по купле-продаже ценных бумаг с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг последние всегда выступают в качестве налоговых агентов при выплате доходов физическим лицам. Увы, это не так. Если организация не совершает операции с ценными бумагами в качестве одного из лиц, указанных в ст. 214.1 НК РФ, то в отношении таких операций она не является налоговым агентом (см. Письмо Минфина от 12.10.2007 № 03-04-06-01/351). Таким образом, если организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг сама купила бумаги у физического лица на основании договора купли-продажи (например, при осуществлении дилерской деятельности) и выплатила ему соответствующую сумму в качестве дохода, то подавать декларацию и платить НДФЛ физическое лицо должно самостоятельно. Если же организация продавала бумаги гражданина иным лицам как посредник с участием в расчетах, то обязанности по удержанию и уплате налога возлагаются на нее. В Письме от 20.09.2007 № 03-04-06-01/328 финансовое ведомство разъясняет, что организация, в течение 2006 — 2007 годов совершавшая сделки по покупке инвестиционных паев у физических лиц на основании договоров купли-продажи, не вправе была выступать в качестве налогового агента (исчислять и уплачивать НДФЛ, предоставлять вычеты в размере произведенных и документально подтвержденных расходов, сообщать в налоговый орган сведения о доходах физлиц). Правомерности действиям организации не прибавили и заявления этих физических лиц, которыми, как можно предположить, организация была уполномочена удержать налог из доходов и перечислить его в бюджет. Отметим, что Минфин России не рассматривает последствий обозначенных, хотя и удобных для граждан, но неправильных действий. Тогда как налоговики в подобном случае будут требовать уплаты НДФЛ от гражданина, невзирая на то что налог уже уплачен «налоговым агентом» (вместе с пенями и штрафами за просрочку уплаты налога и неподачу декларации). Что касается организации, купившей Однако такая организация не гарантирована от исков граждан с требованиями выплатить им проценты по п. 1 ст. 395 ГК РФ. Данная норма устанавливает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Кроме того, может возникнуть требование о возмещении убытков. Под убытками ст. 15 ГК РФ понимает в том числе утрату имущества лица, право которого нарушено (т.е. убытки как раз и могут составить уплаченные гражданином пени и штраф). Есть ли связь таких убытков с неправомерным удержанием денежных средств организацией — будет решать суд. Но вероятность положительного решения, как представляется, исключать нельзя… источник: |