Если работает иностранецИспользование труда иностранных граждан в такой отрасли, как строительство, достаточно распространено. Необходимо соблюдение требований действующего законодательства, чтобы труд таких граждан признавался законным. С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ) существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях вышеуказанного Федерального закона правовое положение иностранных граждан приравнено к правовому положению лиц без гражданства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства (статья 2 Закона №115-ФЗ). Отметим, что иностранный гражданин считается законно находящимся в Российской Федерации, если у него есть один из следующих документов: - действительный вид на жительство; - разрешение на временное проживание; - виза и (или) миграционная карта; - иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Более подробно с вопросами статуса временно и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, а также о порядке получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО « BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации» С 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №110). Указанным законодательным актом, во-первых, иностранные граждане освобождаются от обязанности ежегодной перерегистрации, во-вторых, в целях совершенствования механизма регулирования миграционных потоков на федеральном и региональном уровнях упрощается механизм трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации. Федеральным законом №110 введены изменения, касающиеся механизма трудоустройства и миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Теперь работодатели имеют право принимать на работу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Все эти нововведения направлены на решение демографических проблем и совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы в Российской Федерации. Одновременно с Федеральным законом №110 был принят Федеральный закон от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №109). Впервые законодательно урегулированы общественные отношения в сфере миграционного учета. Миграционный учет как одна из форм государственного регулирования миграционных процессов направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. Федеральный закон №109 предусматривает уведомительный порядок миграционного учета, который направлен на искоренение различных фирм, оказывающих нелегальные регистрационные услуги. Федеральный закон №109 прежде всего направлен на: - повышение эффективности управления миграционными процессами; - сокращение притока нелегальных мигрантов в Россию; - повышение уровня гарантий прав иностранных граждан трудящихся на территории Российской Федерации; - снижение административных барьеров для отдельных категорий специалистов, потребность в которых существует на российском рынке труда. К категории иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, относятся: - иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие вид на жительство; - иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие разрешение на временное проживание; - иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации - лица, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. |