Личный авто на работеМногие компании используют транспорт, который принадлежит их работникам. «Принять на работу» личный автомобиль сотрудника несложно. Для этого можно, к примеру, заключить договор аренды с владельцем машины, а можно выплачивать ему компенсацию за использование собственного транспорта в служебных целях. Остается только рассчитать, какой вариант выгоднее. Лилия Изотова Компенсируем все и сразуТрудовой кодекс предусматривает компенсации работникам за использование личного автотранспорта (ст. 188 ТК). Ее сумму устанавливают по соглашению сторон. Обычно она включает в себя все затраты, связанные с эксплуатацией машины: амортизацию, техническое обслуживание, ремонт, горюче-смазочные материалы и прочее. Величина ее также зависит от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок (письмо Минфина от 16 ноября 2006 г. № 03-03-02/275). Оформить компенсацию достаточно просто. Во-первых, директор подписывает приказ, в котором будут указаны ее размеры. Во-вторых, сотрудник приносит копию технического паспорта и другие документы, подтверждающие, что у него есть или ему доверили автомобиль. Проверяющие, скорее всего, потребуют подтвердить, что работа этого сотрудника связана с постоянными служебными разъездами. Так что об этом лучше позаботиться заранее и внести соответствующие поправки в должностную инструкцию или трудовой договор. И еще один нюанс: выплаты признают компенсацией только в том случае, когда работник лично использует свое имущество. Выплачивают компенсацию один раз в месяц в полном объеме. Но это общий случай. На практике бухгалтер может столкнуться с различными нештатными ситуациями. Например, сотрудник из-за болезни использовал свой автомобиль не целый месяц. Тогда и компенсацию он получает не в полном объеме, а с учетом пропущенных рабочих дней. Возможно, работник вообще отсутствовал на работе целый месяц, находясь в отпуске или командировке. В этом случае компенсацию за личный транспорт ему не платят вовсе. Наконец остается немаловажный вопрос — налоги. Можно ли учесть компенсационные выплаты при расчете, например, налога на прибыль? «Выгодный» минимумНачать следует с того, что в налоговом учете существует ограничение по сумме компенсации, на которую можно уменьшить базу при расчете налога на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК). В состав прочих расходов входит выплата лишь в пределах норм, установленных Правительством (постановление от 8 февраля 2002 г. № 92). Рассчитать необходимую сумму несложно. За основу берут рабочий объем двигателя машины. Так, если он не превышает 2000 кубических сантиметров включительно, то фирма может учесть компенсацию в размере 1200 рублей в месяц. За автомобиль с двигателем больше 2000 «кубиков» — 1500 рублей. Суммы сверх этих лимитов не уменьшают облагаемую налогом прибыль (п. 38 ст. 270 НК). Кстати, при расчете налога не учитываются и эксплуатационные расходы. Считается, что они уже включены в компенсацию (письмо УФНС по г. Москве от 22 февраля 2007 г. № 20-12/016776). Совсем другая картина в бухгалтерском учете. Здесь всю компенсацию отражают как расход по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). В результате подобных расхождений между бухгалтерским и налоговым учетами может возникнуть постоянное налоговое обязательство (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогам на прибыль», утв. приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н). Его отражают на счете 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Постоянное налоговое обязательство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». В подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса речь идет лишь о легковых автомобилях. Нормы из Постановления Правительства от 8 февраля 2002 г. № 92 также составлены для легкового транспорта. Так что вариант, когда фирме надо компенсировать использование в служебных целях личного грузовика, законодатели не рассмотрели. Раз так, то, вероятно, подобную компенсацию можно включать в расходы, считая налог на прибыль в полном объеме. Налоги на сверхлимитКак известно, компенсационные выплаты не являются доходом сотрудников, поэтому НДФЛ платить не надо (п. 3 ст. 217 НК). Не облагается компенсация и ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК), а также пенсионными взносами. Однако как в статье 217, так и в статье 238 есть оговорка о том, что компенсации должны быть «в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации». Как говорилось выше, такие нормы действительно существуют (Постановление Правительства от 8 февраля 2002 г. № 92). Правда, они разработаны лишь для подсчета налога на прибыль. Спор о том, использовать или нет эти нормы при расчете других налогов, идет давно. Специалисты Минфина и налоговики убеждены, что раз специальные ограничения для НДФЛ и ЕСН не разработаны, то подойдут и лимиты, определенные для прибыли. Соответственно, «размер компенсации за использование личного транспорта, превышающий установленные нормы, должен облагаться налогом на доходы физических лиц в установленном порядке» (письмо Минфина от 26 марта 2007 г. № 03-04-06-01/84, от 14 марта 2003 г. № 04- 04-06/42, письмо МНС от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419@). Однако судьи в подобных ситуациях чаще всего встают на сторону фирм. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. № А26-6101/2005-210 указано: «когда законодатель предусматривает применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, установленным для соответствующего налога. В статьях 217 и 238 такая отсылка отсутствует». Да и сам Налоговый кодекс утверждает: закон должен быть написан так, чтобы «каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (ст. 6 НК). Следовательно, по мнению арбитров, компенсация за использование личного автотранспорта полностью не облагается НДФЛ и ЕСН. Аналогичная позиция содержится и в постановлении ФАС Уральского округа от 26 января 2004 г. № Ф09-5007/03-АК. |