В бухгалтерии не без приключенийВопрос в лобДело было в крупной фирме, занимающейся поставками строительных материалов. Предприятие напрямую работало с дистрибьюторами из ближнего зарубежья. В частности, с Эстонией, где были недавно открыты российские представительства. В налоговой системе этой прибалтийской страны есть один замечательный нюанс: бухгалтер должен самостоятельно и кропотливо проверять фирмы, с которыми приходится работать его предприятию. Дело в том, что значительная часть местных предпринимателей пользуется существенными налоговыми льготами. Процедура проверки проста: нужно позвонить в Таллиннский налоговый департамент и сообщить регистрационный номер интересующей фирмы. Дальше, сотрудники департамента сами дадут ответ на полученный вопрос. Впрочем, на практике это делается крайне редко, потому что основные партнеры, как правило, давно «прощупаны» и досконально изучены. Главный бухгалтер Иван Николяев рассказывает: «Сижу, работаю, счета ввожу, и вдруг приходит мне в голову задать пару вопросов налоговому департаменту. Не все ж, думаю, им нас мучить. В общем, решаю проверить фирму, где-то с месяц интересующую меня в плане уплаты налогов. Звоню. Говорю регистрационный номер. В трубке молчание. Думаю, наверное, ищут наименование. Молчание. Жду. Через минуту-другую ошеломленная девушка на другом конце провода очнулась. «Это наш регистрационный номер», – услышал я тихий, сдавленный голос. С такой наглостью в Налоговом департаменте Таллинна, наверное, еще не встречались!» Бойся главбухов, дары приносящихКурьезная история, почерпнутая на одном из интернет-форумов. Главный бухгалтер небольшой фирмы решил в канун Нового года задобрить особенно придирчивого сотрудника местной налоговой инспекции. Собрал посылку и, не долго думая, отправил с курьером. А чтобы рассыльный ничего не перепутал и доставил ценный груз точно по назначению, бухгалтер приклеил на крышку коробки пояснительную записку: «Толстой тетке у окна». Стоит ли говорить о том, что курьер забыл оторвать злополучную бумажку... За жадность платятВ период сдачи отчетности у одного бухгалтера произошел такой случай. Бухгалтерия трудилась, не покладая рук на протяжении двух недель. Сотрудники работали без выходных дней, да и то – сидели до ночи, ибо дел было немыслимое количество: у фирмы числилось 10 филиалов, и все финансовые дела необходимо было привести в норму. Бухгалтер приступил к формированию платежных документов на оплату налогов. И ошибся. Оформляя платежку на оплату налога на прибыль в федеральный бюджет, бухгалтер посмотрел не на ту строчку в декларации и вбил в платежку неверную цифру. Вышло, что бухгалтер «пожадничал» и указал только восемнадцать миллионов рублей, вместо необходимых пятидесяти. Хорошо, что свою оплошность сотрудник бухгалтерии заметил вовремя и с повинной отправился к начальству. В итоге, фирме пришлось уплатить тринадцать тысяч рублей пени, но все налоги были уплачены в полном объеме. Правда, теперь по словам самого невольного виновника казуса, на оформление платежки у него уходит вместо 15 минут около 40 минут: бухгалтер дотошно сверяет каждую цифру. Бухгалтерия – враг учителямНекоторое время назад из-за ошибки бухгалтера, учителя Сабунчинского района Азербайджана недополучили 40 миллионов манатов (около 2000 долларов) причитавшейся им зарплаты. Вначале чиновники районного отдела образования просто отказывались объяснять причины неполной выплаты учительских денег, однако настырные педагоги в ходе самостоятельного расследования выяснили, что вина за это лежит на бухгалтерии местного РОНО, которая при перечислении денег школам ошиблась и перевела в одно из образовательных учреждений на 40 миллионов манатов больше положенного. Интересно, что отправленные по ошибке деньги словно растворились в воздухе – администрация «осчастливленной» школы в ответ на все вопросы только недоуменно разводила руками. При этом для местных учителей сумма недоплаты выглядела весьма внушительной, ведь месячная зарплата педагога в школах в то время не превышала 10–12 долларов. Принцип ради принципаВ один прекрасный день бухгалтеру ООО «Незабудка» позвонила взволнованная операционистка из банка, где у компании был открыт расчетный счет. Оказалось, что счет фирмы заблокировала налоговая. Более того, по инкассовому поручению все деньги со счета «ушли». А это ни много, ни мало – 40 000 рублей. Дело в том, что налоговики нашли у фирмы недоимку по платежам в ФФОМС и выставили инкассо на сумму 160 000 рублей. Бедный бухгалтер схватился за голову. По его данным, чтобы накопилась такая сумма, фирма должна была не платить этот налог в течение целых 83 лет. Бухгалтер поехал разбираться в налоговую. И уже на месте картина прояснилась. Инспектор начислил фирме за апрель 2005 года вместо 160 рублей, 160 160 рублей. Просто набрал цифры два раза. В результате таких действий налоговой службы вся работа фирмы оказалась под угрозой срыва. Компания не только на неопределенный срок лишилась сорока тысяч рублей, но и потеряла возможность проводить безналичные платежи. Свою ошибку налоговики, конечно, признали. Однако потребовали у фирмы сначала полностью погасить оставшуюся сумму по инкассо, то есть перечислить в бюджет еще 120 000 рублей, и только после этого писать письмо с просьбой вернуть все деньги. Вот такая грустная история. Ох уж эта рутинаСо случайными ошибками сталкивается каждый. Например, был такой случай, рассказывает главный бухгалтер фирмы «АстТоз»: «Известно, что когда печатаешь платежки для банка в бухгалтерской программе, то чаще всего просто копируешь те, которые уже были отправлены. Отвлекшись на минутку или задумавшись, наш бухгалтер изменила в копии дату, сумму, а назначение платежа поменять забыла. То есть деньги ушли на оплату тех счетов, которые уже были оплачены раньше. Ошибку мы заметили не сразу. Этому партнеру деньги мы перечисляли постоянно, по куче различных счетов, нередко частями и немаленькие суммы. Они переплату вообще не заметили. У них на учете приходящих платежей сидят операционисты, а взаиморасчеты с фирмами отслеживают совершенно другие люди. Да и наша фирма у них была далеко не единственная. Получилась путаница. Конечно, с проблемой разобрались. В итоге мы им написали официальное письмо, а они вернули деньги. Но пока выясняли «что делать и кто виноват», нервы потрепали друг другу изрядно. |