Главная страница --> Сбережения

Подсудный Чебурашка. Процесс .. | Расплата за доверие. Телеэфи .. | За российский сахар ответит .. | Шестеро на одного. Российски .. | Будущее Bot-червей.Чего можн .. |


10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledge Management)

Источник: BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией /

Мария Мариничева
E-xecutive

Основные термины и понятия управления знаниями

Знания (Knowledge) - необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) людей к этой информации.

Формализованные знания (Explicit Knowledge) - знания, содержащиеся в письмах, докладах, отчетах и т. д., те знания, которые можно задокументировать, отобразить в виде документов; около 20% знаний в сообществе/компании можно формализовать.

Неформальные знания (Tacit Knowledge) - знания, которые трудно или невозможно формализовать; интуитивные знания, ощущения, впечатления, мнения; около 80% всех знаний сообщества; эти знания остаются у членов сообщества/сотрудников компании, если они покидают сообщество или компанию.

Управление знаниями (Knowledge Management) - процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе. Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества.

Инструменты управления знаниями (Knowledge Tools) - совокупность технологических решений для выявления, хранения, передачи, структуризации, обработки, преобразования, распространения и проведения других операций со знаниями и информацией, если это необходимо для эффективной деятельности сообщества; совокупность организационных методов и решений, позволяющих создать условия для эффективного обмена знаниями и информацией.

Обмен знаниями (Knowledge Sharing) - процесс постоянной циркуляции знаний в сообществе, осуществляемый различными способами, по определенным правилам и согласно определенным процедурам с использованием технологических решений и/или при помощи организационных методов.

Мы так много говорим об управлении знаниями (КМ) в последнее время, что уже никто из руководителей и менеджеров компаний не признается в своем неведении. Вопрос в том, что именно каждый из нас включает в понятие "управление знаниями". С другой стороны, часто встречается мнение, что все компании так или иначе стараются управлять своими знаниями, но называют этот процесс по-разному. И было бы принципиально не важно, что и как называть, если бы задуманные как КМ и называемые КМ действия и решения успешно осуществлялись и работали на пользу компаниям и сообществам.

Заблуждение 1. Первое общепринятое заблуждение о КМ связано с кажущейся неопределенностью, а потому безграничностью и необъятностью этого понятия. Мне встречался по крайней мере десяток различных определений КМ. Недаром было сказано когда-то, что "термин "управление знаниями" используется различным образом, различными сторонами и в различных целях" (Ньюмен).

Когда непонятно, что такое КМ, какие задачи решает и для чего нужно вообще, руководитель говорит: "КМ - нет, это очень сложно для нас". И он совершенно прав.

Казалось бы, Козьма Прутков давно заметил, что "нельзя объять необъятное". Во-первых, это действительно сложно, а во-вторых, и незачем. Хотим ли мы получить практические результаты от КМ в нашей компании, да и для себя лично? Тогда нам лучше сформулировать определение КМ таким образом, чтобы конечный результат этого процесса был очевиден: КМ - это создание таких условий, при которых накопленные знания и опыт эффективно используются для выполнения важных для компании задач.

Заблуждение 2. Среди определений КМ 90-х годов прошлого века немало таких, которые описывают КМ как набор технологических решений. Эти определения - основа для заблуждения, чрезвычайно распространенного и глубоко осевшего в подсознании многих в нашей стране. В течение последних лет в российских компаниях создавались технологические решения "порталов" или иных хранилищ, употребляемых со словом "знания". Они беспорядочно наполнялись информацией и формализованными знаниями (отчетами, письмами и т. д.). Многие из нас могут сказать: "У нас есть интранет (портал знаний, база знаний и т. д.), где все есть". Но сможет ли кто-то рассказать, какие организационные процедуры используются, чтобы можно было эффективно работать с такими ресурсами? Как контролируется и оценивается процесс обмена знаниями и информацией?

Конечно, во многих случаях технологические решения (инструменты) играют важную роль для практического обеспечения КМ. При этом многие из нас традиционно забывают, что роль организационных инструментов ничуть не меньше. "КМ - это организация управленческих действий на основе всех информационных ресурсов компании" (Дж. Каффри, Лотус Девелопмент).

В то же время, всегда ли нужны технологические инструменты для эффективного обмена знаниями? Вспомним наши собрания в отделах, встречи в сообществах для решения краткосрочных или долгосрочных задач, обучающие программы, беседы с экспертами в разных областях знаний, вспомним также наших коучей и наставников, в конце концов, вспомним корпоративные праздники, во время которых мы также узнали много важных новостей!

Используем ли мы технологии для КМ, или обмениваемся нашими неформальными знаниями на собраниях, во время обучающих мероприятий, в сообществах или в коридоре, зависит от тех задач, которые мы собираемся решать с помощью КМ. Если мы планируем развивать новое направление бизнеса, если нам необходимо быстро обучить новичков - тогда меньше технологии, больше неформального общения! Если мы придерживаемся уже разведанных путей, хотим наладить взаимодействие между подразделениями, опираемся на свой прошлый опыт - тогда сохраним отчеты в "базах знаний" и будем обращаться к нашим знаниям и в будущем!



Похожие по содержанию материалы:
Чебурашка влип в болгарскую историю. Эдуард Успенский перепродал персонажа компании «БРК-Косметикс» ..
Снижение рисков при экспорте. ..
Падения ожиданий. МТС впервые потеряла лидерство на сотовом рынке ..
Падения ожиданий. МТС впервые потеряла лидерство на сотовом рынке ..
Подсудный Чебурашка. Процессы о праве коммерческого использования персонажа продолжаются ..
Расплата за доверие. Телеэфир захлестнула волна азартных игр ..
За российский сахар ответит Белоруссия. Регионы требуют пошлин для соседей ..
Шестеро на одного. Российские ритейлеры показали, как они испугались немецкого конкурента ..
Будущее Bot-червей.Чего можно ожидать от авторов червей в ближайшие месяцы ..
Смартфоны, ноутбуки и всесезонные шины ..
Проблемы автоматизации аудита ..
10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledge Management) ..
Фильтруем спам в The Bat! ..


Похожие документы из сходных разделов


Зачем акционеру ИТ


Елена Некрасова,
" Инфобизнес"

Призрак, бродящий по Европе и Америке, наконец добрел и до России, и рано или поздно акционеры любого российского предприятия узнают его имя — ИТ-решение для создания корпоративной информационной системы. Акционеров начинают терзать смутные сомнения — деньги, требую .. читать далее


IT-кризис: как я искал работу
«Газета.Ru» / Антон Кленов

Большинству программистов и остальных айтишников во время кризиса пришлось несладко. Будучи одним из немногих разработчиков, которому удалось остаться в области интернет-коммерции, могу сказать, что, пожалуй, из всех областей IT именно эта понесла наибольший ущерб.

Автор этого текста работ .. читать далее


Фильтруем спам в The Bat!
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел /

Обучаемый плагин для The Bat! на базе спам-фильтра AGAVA Spamprotexx создан при участии разработчика The Bat! компании Ritlabs. Гарантированное качество фильтрации спама!

Почему пользователю "The Bat!" удобнее использовать данный плагин:

  • читать далее